Главная » Новости авиакомпаний » ТОП успешных посадок самолета без работающих двигателей

ТОП успешных посадок самолета без работающих двигателей

Boeing 767 после совершения посадки без двигателей на аэродроме Гимли

Происшествие 15 августа 2019 года, когда через 2 минуты после вылета из подмосковного аэропорта Жуковский самолет Airbus A321 «Уральских авиалиний» сел в кукурузном поле, уже прозвали «Чудом над Раменским». В инциденте никто серьезно не пострадал. Однако история авиации знает несколько случаев успешных посадок больших пассажирских самолетов без жертв с отключившимися двигателями. avianews.com сделал подборку семи самых известных случаев, сообщает лоукост24.

21 августа 1963 года, рейс «Аэрофлота» из Таллинна в Москву (Внуково

Ту-124 CCCP-45021 вытаскивают из Невы
Ту-124 CCCP-45021 вытаскивают из Невы

Ту-124 с регистрационным номером CCCP-45021 (выпущен в 1962 году) совершал регулярный внутренний рейс из Таллинна в московский аэропорт Внуково. После вылета из столицы Эстонской ССР экипаж заметил, что носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Совершить вынужденную посадку в Таллинне было невозможно из-за плохой видимости в аэропорту вылета. Пилоты взяли курс на аэродром Шоссейная (сейчас Пулково) в Ленинграде, рядом с которым начали нарезать круги для выработки топлива.

Экипаж уделял основное внимание решению проблемы с шасси, когда из-за выработки топлива у Ту-124 по очереди остановились оба двигателя при пролете над городом. Самолет на тот момент находился на высоте около 500 метров.

На принятие решения у пилотов было несколько секунд. Самолет решили садить на Неву, т.к. русло реки было ближайшим ровным участком. Выжили все 45 пассажиров и семь членов экипажа. Самолет подняли из воды, и он был списан.

2 июня 1976 года, рейс «Аэрофлота» из Каунаса в Киев

Як-40 СССР-87541 после посадки на болотистую местность в районе Осокорки в Киеве
Як-40 СССР-87541 после посадки на болотистую местность в районе Осокорки в Киеве

Авиалайнер Як-40 с регистрацией СССР-87541 (выпущен в 1975 году, эксплуатировался Каунасским объединенным авиационном отряде «Аэрофлота») совершал внутренний рейс из Каунаса в киевский аэропорт Жуляны.

При заходе на посадку в Киеве бортмеханик ошибочно отключил все двигатели. Пилоты смогли спланировать авиалайнер на болотистую местность в районе Осокорков. Никто не пострадал. Самолет отремонтировали и вновь вернули в строй.

Сейчас этот Як-40 летает в авиакомпании «Мотор Сич» с регистрационным номером UR-MSX и перевозит пассажиров на регулярных рейсах.

Як-40 СССР-87541 после посадки на болотистую местность в районе Осокорки в Киеве
Як-40 СССР-87541 после посадки на болотистую местность в районе Осокорки в Киеве

23 июля 1983 года, рейс Air Canada №143

Boeing 767 после совершения посадки без двигателей на аэродроме Гимли
Boeing 767 после совершения посадки без двигателей на аэродроме Гимли

Новый на то время и только переданный с завода самолет Boeing 767 C-GAUN совершал внутренний рейс Air Canada №143 из Монреаля в Эдмонтон, когда на высоте 12 000 у него по очереди отключились оба двигателя.

Это привело к обесточиванию большого количества информационных дисплеев в кабине. Резервное питание обеспечило работу только базовых приборов, но среди них не было индикатора вертикальной скорости.

Работу гидросистемы, которая позволяла управлять плоскостями самолета, обеспечивала специальная аварийная турбина на брюхе самолета — своеобразная ветряная мини-электростанция.

Экипаж рейса включал двух пилотов — командира воздушного судна Роберта Пирсона и второго пилота Мориса Куинталла. Когда стало понятно, что самолет не дотянет до резервного аэропорта, Куинталл предложил сесть на авиабазе Гимли, где он проходил военную службу. Совершению посадки без работающих двигателей помог опыт командира, который летал на планерах.

Пилоты смогли выпустить все стойки шасси, но носовая не зафиксировалась. Это стало одним из факторов, который, возможно, помог избежать разрушения самолета. После касания носовая стойка сложилась, в результате это помогло быстро остановить самолет в пределах полосы. Еще одним фактором, который помог оперативно остановить самолет, стало наличие разделительной преграды на полосе, которую установили из-за перепрофилирования аэродрома на автомобильный трек.

В происшествии серьезно не пострадал ни один из 61 пассажира и восьми членов экипажа, которые находились на борту. Возникший пожар в носовой части самолета потушили с помощью огнетушителей.

Boeing 767 после совершения посадки без двигателей на аэродроме Гимли
Boeing 767 после совершения посадки без двигателей на аэродроме Гимли

Расследование показало, что двигатели в Boeing 767 отключились из-за полной выработки топлива. На момент выполнения рейса в самолете не работал датчик уровня топлива. При заправке наземный персонал допустил ошибку в расчетах, перепутав галлоны и фунты с литрами и килограммами. На тот момент Канада переходила с английской (имперской) системы мер на метрическую. Boeing 767 был первым самолетом во флоте Air Canada с метрической системой. В результате в баках воздушного судна оказалось в два раза меньше топлива, чем было необходимо для выполнения перелета, а неработавший датчик не предупредил об этом пилотов.

Через 2 дня после посадки самолет привели в состояние, пригодное для совершения перегоночного полета, а затем он перелетел в Виннипег для проведения основного ремонта. Данный Boeing 767 был восстановлен и летал 25 лет, получив прозвище планер Гимли. Он совершил последний коммерческий рейс Air Canada в январе 2008 года и был списан.

События были экранизированы в телевизионном фильме 1995 года «Падение с небес: Рейс 174».

24 августа 2001 года, рейс Air Transat №236

Airbus A330 Air Transat после посадки на полосе авиабазы авиабазы Лажеш на Азорских островах
Airbus A330 Air Transat после посадки на полосе авиабазы авиабазы Лажеш на Азорских островах

Во время совершения рейса из Торонто в Лиссабон у Airbus A330 C-GITS (выпущен в 1999 году) в небе над Атлантическим океаном отключились оба двигателя.

Экипаж смог спланировать и посадить самолет на полосу авиабазы Лажеш на Азорских островах. В живых остались все 293 пассажира и 13 членов экипажа.

Расследование показало, что двигатели отключились из-за отсутствия топлива. Хотя самолет был заправлен достаточным для совершения перелета объемом керосина, в полете произошла его утечка, что не было распознано экипажем.

Утечка произошла из-за ошибок при выполнении работ по замене двигателя, которые были совершены за несколько дней до происшествия.

Самолет был отремонтирован и до сих пор летает в авиакомпании Air Transat.

14 января 2002 года, рейс авиакомпании «Сибирь» №852

Ту-204 RA-64011 авиакомпании "Сибирь"
Ту-204 RA-64011 авиакомпании «Сибирь». Фото: Konstantin von Wedelstaedt

Ту-204 RA-64011 (выпущен в 1993 году) совершал рейс из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск, однако не смог совершить посадку по погодным условиям в новосибирском аэропорту Толмачево.

Экипаж взял курс на запасной аэродром, которым являлся Омск. Полет проходил в условиях сильного встречного ветра. Из-за полной выработки топлива у Ту-204 выключились оба двигателя, и самолет начал планировать.

Экипаж сумел посадить воздушное судно на полосу аэропорта в Омске, однако из-за отсутствия реверса Ту-204 не остановился до окончания полосы и выкатился за ее пределы.

Самолет получил повреждения, но был восстановлен и продолжил полеты. Выжили все 117 пассажиров и 22 члена экипажа.

22 марта 2010 года этот Ту-204 разбился при выполнении перегоночного рейса авиакомпании «Авиастар-ТУ» из Хургады в Москву при заходе на посадку в Домодедово и был списан.

17 января 2008 года, рейс British Airways №38

Boeing 777 British Airways после жесткой посадки в Хитроу
Boeing 777 British Airways после жесткой посадки в Хитроу. Фото: Marc-Antony Payne

Boeing 777 G-YMMM (выпущен в 2001 году) совершал рейс из Пекина в Лондон. При заходе на посадку в Хитроу самолет лишился тяги обоих двигателей.

Это привело к совершению жесткой посадки в 270 метрах от взлетно-посадочной полосы на грунт с последующим отделением стоек шасси.

В аварии выжили все 136 пассажиров и 16 членов экипажа.

Расследование показало, что причиной аварии стала ограничение в подаче топлива к двигателям. Это могло возникнуть из-за образования и перемещения льда в топливной системе. Вероятно, лед забил теплообменник, через который топливо подавалось в двигатели.

Европейское агентство по безопасности авиации (EASA) предписало заменить проблемные теплообменники в двигателях производства Rolls-Royce.

Пострадавший борт был списан и в дальнейшем утилизирован.

15 января 2009 года, рейс US Airways №1549

Пассажиры эвакуируются из Airbus A320 US Airways после приводнения на Гудзон
Пассажиры эвакуируются из Airbus A320 US Airways после приводнения на Гудзон. Фото: Janis Krums

При вылете из аэропорта Нью-Йорка Ла-Гуардия в Шарлотт Airbus A320 N106US (выпущен в 1999 году) влетел в стаю канадских казарок, что привело к отказу обоих двигателей.

Проанализировав ситуацию и поняв, что авиалайнер не дотянет до ближайшего аэродрома, командир воздушного судна Чесли Салленбергер принял решение совершить посадку на реку Гудзон. Самолет пробыл в воздухе около 7 минут.

В результате приводнения авиалайнер лишился одного из двигателей, однако фюзеляж не разломился, что позволило эвакуироваться всем 150 пассажирам и пяти членам экипажа и даже некоторое время ожидать спасательных катеров на крыльях самолета.

Катера спасательных служб возле частично затонувшего в реке Гудзон Airbus A320 US Airways
Катера спасательных служб возле частично затонувшего в реке Гудзон Airbus A320 US Airways.

Впоследствии этот A320 подняли из воды и доставили в ангар для проведения экспертиз, по завершению которых воздушное судно передали музею авиации в городе Шарлотт, куда изначально и направлялся самолет по вылету из Ла-Гуардии.

Данный случай начали называть «Чудом на Гудзоне» и экранизировали в фильме 2016 года «Салли» (Sully)названном по прозвищу командира экипажа Чесли Салленбергера.