Главная » Новости авиакомпаний » Прощай, 747

Прощай, 747

2020 стал для авиационной отрасли тяжелым в истории . Из-за пандемии и сокращения полетов авиакомпании банкротились одна за другой: Flybe , South African Airways, Virgin Australia, Avianca, Thai Airways, LATAM, Aeromexico. Но главной жертвой всемирной паники, вызванной Covid-19 стал не перевозчик, а самолет - самый узнаваемый пассажирский лайнер в мире Boeing 747 - «джамбо джет».

Несмотря на полувековую историю и легендарный имидж, Boeing 747 откровенно сдал позиции. В последние годы его все больше вытесняли более экономичные лайнеры с двумя двигателями. От 747-х отказались Singapore Airlines, Cathay Pacific, United Airlines, El Al. Мировой кризис значительно ускорила этот процесс. Весной 2020 от 747-го отказалась KLM. Такое же решение приняли в Virgin Atlantic. В июле о немедленном выводе из эксплуатации «джамбо джетов» объявила British Airways, которая имела самый большой флот этих самолетов. На этой неделе последний рейс выполнил 747-й австралийской авиакомпании Qantas. Производство Boeing 747 также сворачивается. По данным Bloomberg , последний самолет должны выпустить через два года.

Самолет, изменил авиацию

Популярность Boeing 747 ни была ожидаемой. Его проектировали как временную альтернативу сверхзвуковом пассажирском лайнере, по которому, как тогда считали, было будущее авиации. Именно поэтому 747-й сразу разрабатывали с перспективой на грузовые перевозки. Ожидалось, что скоро пассажиры пересядут на сверхзвуковые лайнеры, а Boeing 747 будут грузовыми.

Реальность оказалась иной. Сверхзвуковой Boeing 2707 так и остался проектом из-за дороговизны и чрезмерную расход топлива, его окончательно закрыли в 1971 году. Полноразмерный макет самолета из дерева, который обошелся компании в $ 12 млн, продали за $ 43 тыс. Boeing 747 вместо этого стал флагманом многих авиакомпаний, а его история продолжается уже шестой десяток лет.

747-й появился на свет благодаря договоренности между президентом Boeing Биллом Алленом и Хуаном Трипп, боссом ведущей в то время авиакомпании PanAm. Трипп верил в сверхзвуковые пассажирские перевозки, но считал, что пройдет некоторое время, пока они не станут реальностью. К тому ему был нужен промежуточный вариант - дешевле в эксплуатации, чем Boeing 707, и больше его. Вдвое больше.

 

Qantas Boeing 747 у Сан-Франциско.
Фото: AirlineGeeks | William Derrickson
Qantas Boeing 747 у Сан-Франциско.

 

Триппу казалось, что самый простой способ - сделать высокий, но узкий двухэтажный самолет. От этой идеи отказались из соображений безопасности. Разработчики во главе с легендарным инженером Джо Саттер сомневались в возможности безопасной эвакуации пассажиров со второго этажа. Тогда возникла альтернативная идея: поставить дополнительные кресла не сверху, а рядом. Так появились широкофюзеляжные самолеты с двумя проходами между креслами.

Впрочем верхняя палуба осталась, но пассажирские места там появились не сразу. «Горб» вообще не планировался для пассажиров. 747-й готовили под грузы, и инженеры Boeing пришли к выводу, что оптимальный способ загрузки - через нос. Учитывая это, кабину для пилотов пришлось поднять. Первые наработки предусматривали кабину в виде полушария над фюзеляжем, но эта идея была неудачной с точки зрения аэродинамики. Тогда ее продлили, сделав каплевидные.

 

Фото: twitter.com/scottiebateman

 

Разработчики думали, что дополнительное место в «горбу» послужит для отдыха экипажа, но у владельцев авиакомпаний был свой замысел. Они попросили Boeing обустроить там бар и зал отдыха для пассажиров первого класса. Правда, такая роскошь закончилась очень скоро. Нефтяной кризис 1973 года заставил авиакомпании сосредоточиться на уменьшении расходов, а не на высоком сервисе. Тогда на верхней палубе вместо диванов и пианино появились кресла для дополнительных пассажиров. В последующих версиях Boeing 747 «горб» становился все длиннее и, в конце концов, начал доходить почти до середины фюзеляжа.

 

Фото: executivetraveller.com

 

Самолет вышел невиданно большим - он был примерно на 25 метров длиннее своего узкофюзеляжного предшественника Boeing 707 и на семь метров выше в хвосте. За такие размеры 747-й получил прозвище «джамбо джет» в честь всемирно известного циркового слона Джамбо с 19 века.

Чтобы сделать самый большой в мире пассажирский самолет, Boeing пришлось построить крупнейший в мире завод в пригороде Сиэтла, залезть в огромные долги, поставив на карту собственное существование, и сжечь десятки двигателей.

Впервые в воздух 747-й поднялся 9 февраля 1969. Через год, 15 января 1970 года, авиакомпания PanAm впервые использовала самолет на маршруте из Нью-Йорка в Лондон, в полет отправились 324 пассажира. Рейс вылетел из семичасовой задержкой и заменой борту из-за проблем с двигателями.

 

Сотни зрителей и пресса наблюдают 9 февраля 1969, как первый Boeing 747 поднимается в небо.
Фото: The Seattle Times
Сотни зрителей и пресса наблюдают 9 февраля 1969, как первый Boeing 747 поднимается в небо.

 

Но только 747-й лишился «детских» болезней, стало понятно, что Boeing удалось выполнить пожелания заказчиков. Стоимость перевозок для PanAm уменьшились на 60% по сравнению с 707-й моделью, привело к кардинальному уменьшению стоимости билетов.

Конец эпохи четырех моторов

С 1970 года до момента, когда в 2005 году был представлен европейский A380, 747-й был самым большим пассажирским лайнером в мире, фактически единственным в своем классе. Но конкуренцию он проиграл не новому «суперджамбо» A380, а самолетам с двумя двигателями. Последняя пассажирская версия Boeing 747-8 была представлена ​​в 2011 году и получила скромные 47 заказов. Примерно в то же время было заказано более полутора тысяч Boeing 787 Dreamliner.

Проигрывают конкуренцию и другие четырехмоторные самолеты, включая A380, производство которых прекратится в 2021 году . Авиакомпания Singapore Airlines с 2004 до 2013 года выполняла рейс между Сингапуром и Нью-Йорком на A340 с четырьмя двигателями. Затем его закрыли из-за убыточности. А через пять лет рейсы возобновились - уже на A350 с двумя двигателями. Сейчас это самый длинный беспосадочный рейс в мире.

 

Фото: twitter.com/scottiebateman

 

На двухмоторном Boeing 787-9 Dreamliner австралийская авиакомпания Qantas выполнила рекордные 19-часовые перелеты из Нью-Йорка и Лондона в Сидней. На двухмоторном Boeing 777-200ER выполняется рейс МАУ из Киева в Нью-Йорк.

В 1970 году заказчиками Boeing 747 были 27 авиакомпаний. Только одна - Lufthansa - сохранила с тех пор их в своем флоте. Также 747-ми продолжают использовать азиатские пассажирские перевозчики, такие как Air China, Korean Air, Air India, Thai Airways, и некоторые другие авиакомпании. Но в то время, как обычный путешественник будет все меньше и меньше шансов полетать на легендарном «джамбо джете», Boeing 747 так просто с неба не исчезнет.

 

Фото: twitter.com/n_larenas

 

Во-первых, остаются грузовые 747. Последняя модель 8F получила более сотни заказов, их, собственно, и будут дорабатывать в ближайшие два года, прежде чем снять с производства. Во время пандемии авиакомпании, занимались перевозками медицинских грузов, стали известны широкой общественности. Silk Way Airlines, Atlas Air, UPS Airlines, Cargolux - все они используют Boeing 747.

Вторым заметным пользователем Boeing 747 еще долго будет президент США. С начала 90-х годов «Борт №1» был оснащен на специально модифицированных Boeing 747-200B. В ближайшем будущем их заменят на новые Boeing 747-8 .